Суббота, 11.07.2020, 21:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Главная » 2014 » Июнь » 5 » И с тургенев стихотворения в прозе памяти юлии вревской. Методическая разработка урока литературы в 7-м классе
10:31

И с тургенев стихотворения в прозе памяти юлии вревской. Методическая разработка урока литературы в 7-м классе





  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Методическая разработка урока литературы в 7-м классе. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. "Памятник Ю.П. Вревской"

  • Кудинова Тамара Владимировна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Преподавание литературы

Цели:

  • способствовать воспитанию духовно развитой личности;
  • развивать умения и навыки работы с художественными произведениями;
  • готовить к написанию изложения с творческим заданием.

Оборудование:

  • портрет И. С.Тургенева,
  • фотография Ю.П.Вревской,
  • мультимедийная презентация урока (Приложение),
  • текст стихотворения (раздаточный материал).

Тип урока: формирование новых знаний.

Ход урока

Слово учителя о Тургеневе – личности и его стихотворениях в прозе.

И.С. Тургенев – мастер слова, открывший Европе особенности русского характера, человек огромной культуры. “Стихотворения в прозе” создавались на протяжении 1877 – 1882 гг. в Буживале, под Парижем. Жанр этот писатель определял в черновых тетрадях как “стихотворения без рифмы и размера”. Их чуть больше 80. Отклики были разные, но все сошлись в одном: “это короткие отзвуки душевной жизни поэта”... У Тургенева это своего рода подведение итогов, поиск новых художественных путей. Давние думы о смысле человеческой жизни и смерти, любви и искусстве, молодости и старости властно овладевают душой Тургенева.

Стихотворения объединены по темам:

  • эпизоды из жизни народа;
  • народ и борцы за народное дело;
  • философские размышления о жизни и смерти;
  • раздумья автора о самоотверженности живого сердца.

Сегодня мы обратимся к одному из стихотворений цикла “Памяти Ю. П. Вревской”.

Ю. П. Вревская…Человек изумительной, поистине героической судьбы. Своей красотой, умом, образованностью, обаянием она очаровала Петербург и Париж. Знакомством с ней дорожил Виктор Гюго. Её хорошо знал Ференц Лист. Она была в числе тех немногих друзей И.С.Тургенева, кому он в письмах и разговорах доверял своё самое заветное, самое душевное…

Юлия Петровна родилась в 1841году в семье Варпаховских, принадлежавшей к старинному дворянскому роду, из которого вышло немало офицеров. Военную карьеру избрал и брат Юлии Петровны – Владимир. В 1857 году шестнадцати лет Юлия Варпаховская вышла замуж за вдовца – генерал – лейтенанта барона Ипполита Александровича Вревского, который командовал войсками на лезгинской линии Кавказа. Учился он вместе с Лермонтовым в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. По свидетельству декабриста Беляева, Вревский был “один из образованнейших и умнейших людей своего времени”. В 1858 году И.А. Вревский получил смертельную рану при штурме лезгинского аула и 30 августа умер, “оставив о себе память искусного и храброго военачальника”.

Юлия Петровна была женой Вревского недолго, но вполне возможно, что муж не раз рассказывал ей о Лермонтове, о декабристах. Эти воспоминания, несомненно, должны были производить сильное впечатление на молодую женщину, которой самой было суждено совершить подвиг.

Активная, деятельная натура Вревской не могла примириться с монотонной малосодержательной жизнью, которой вынуждена была жить в Петербурге она – вдова прославленного генерала, придворная дама, светская красавица.

С Тургеневым Юлия Петровна познакомилась, вероятно, в 1873 году. Тургенев писал 26 июня: “Милая Юлия Петровна! Когда Вы сегодня утром прощались со мной, я, так, по крайней мере, мне кажется – не довольно поблагодарил Вас за Ваше посещение. Оно оставило глубокий след в моей душе – и я чувствую, что в моей жизни с нынешнего дня одним существом больше, к которому я искренне привязался, дружбой которого я всегда буду дорожить, судьбой которого буду искренне интересоваться”.

Стоит ли удивляться, что Ю.П.Вревская – натура деятельная, высокогуманная, наделённая необычайной отзывчивостью на человеческую боль и страдание, выросшая под воздействием русской литературы, мечтавшая о подвиге тургеневской Елены Стаховой, как только начались военные действия против турок, сразу же решает ехать в Действующую Армию. Она продаёт своё орловское имение, чтобы создать санитарный отряд, в котором сама Юлия Петровна становится сестрой милосердия. Тургенев восхищён и обрадован решением Вревской .

Тургеневу было суждено ещё один, последний раз встретиться с Вревской до её отъезда на фронт.

Война предстала перед Вревской не с её парадной стороны, а в крови, страданиях, стонах. “Война вблизи ужасна, – писала Юлия Петровна, – сколько горя, сколько вдов и сирот”. Под пулями она помогает раненым. Живет в крошечной комнатушке без стола и стульев. Умывается снегом, потому что воды не хватает. С утра до темноты- перевязки, операции. Последнее письмо из Бялы Юлия Петровна послала сестре 12 января 1878 года. А 17 января Вревская заболела тифом. Почти до самой смерти была без сознания. Умерла 5 февраля. В замёрзшей болгарской земле ей рыли могилу солдаты, за которыми она ухаживала. Они несли и гроб сестры Юлии. Солдатские руки сколотили и простой деревянный крест. Из петербургских газет Тургенев узнал, что Вревской не стало. Потрясённый, он писал Анненкову: “ Она получила тот мученический венец, к которому стремилась её душа, жаждая жертвы. Её смерть меня глубоко огорчила. Это было прекрасное, неописано доброе существо”. Ю.П.Вревской посвятили свои стихи Я. Полонский – “Под красным крестом”, В. Гюго – “Русская роза, погибшая на болгарской земле”. И. Тургенев откликнулся на её смерть одним из самых замечательных своих стихотворений в прозе – “Памяти Ю. П. Вревской”.

Давайте послушаем это стихотворение. (Звучит в исполнении 2х учеников)

Работа с текстом произведения.

1. Что больше всего взволновало вас в стихотворении?
2. О чём оно?
3. Каким предстаёт перед нами облик героини?
4. Светская дама, красавица, умница. И работа в далёкой Болгарии во время русско-турецкой войны простой Сестрой милосердия. Как это связать? О чём это говорит?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Милосердие –
Самоотверженность –
Долг –
Нравственная красота –

5. Как в стихотворении выражено отношение Тургенева к героине?

Докажите текстом.

6. Какими словами могли бы вы охарактеризовать чувство писателя к Вревской?

Подведение итогов урока. Оценки.

Д\з. Подготовить (на выбор) сочинение-размышление:

  1. Что побудило героиню сделать такой выбор?
  2. Мои мысли и чувства о стихотворении Тургенева “Памяти Ю.П.Вревской”.


Источник: festival.1september.ru
Просмотров: 2124 | Добавил: coughteas | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0